⁠02.06.2017. ЭФИОПСКАЯ КРАСОТА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

     Один из основоположников христианской теологии Иоанн Ориген Адамант (185 – 254 г.г.), ученик отца церкви Климента Александрийского, был осуждён как еретик и предан анафеме на Константинопольском соборе 543 года за признание предсуществования душ и метемпсихоза, а сочинения его были объявлены подлежащими уничтожению. По оставшимся сочинениям трудно судить насколько справедливы были обвинения в адрес Оригена. Знавший Иоанна при жизни Григорий Чудотворец после смерти Адаманта писал, что всеего работы чудовищно искажены переписчиками в той части, где касаются дохристианской философии, ибо переписчики абсолютно не понимали того, о чём писал Ориген, обучавшийся в том числе и у Аммония Саккаса, учителя крупнейшего после Платона и Аристотеля древнегреческого философа Плотина. Некоторые из тогдашних церковных деятелей считали, что Оригена предали анафеме за слишком строгие требования к церкви, выдвинутые имв своих работах.

     ⁠Например, Ориген писал: «если ты церковная душа, то ты лучше всех душ; если же ты не лучше, то ты не церковная душа». Применительно к нашему времени это означает, что воцерковлённый христианин должен быть лучше любого из атеистов, язычников, иудеев, мусульман, индуистов, буддистов и последователей прочих религий. Понятное дело, что если это положение впрямую приложить, скажем, к нынешней Русской православной церкви, мало кого можно причислить к ней. Если же представить VI век, когда Оригена предали анафеме, и христианскую паству того времени, то положение выглядит ещё более катастрофичным. Во всяком случае, если взять всех римских пап, владычествовавших до нового времени, то тех, кого можно признать воцерковлёнными христианами в соответствии с этим требованием Оригена, можно пересчитать на пальцах одной руки.

     Впрочем, не надо думать, что Адамант к верующим был строг сверх того, что требовал Христос, он писал: «Если же ты принёс покаяние, то душа твоя хотя и будет черна по причине давних грехов, но вследствие покаяния будет иметь некую, так сказать, эфиопскую красоту».

     Всё это мне подумалась после недавно состоявшегося первого за триста пятьдесят лет визита главы российского государства в духовный старообрядческий центр, в резиденцию Корнилия, митрополита Русской Православной Старообрядческой Церкви, – церкви, наиболее блюдущей христовы заповеди. Его можно рассматривать и как государственое покаяние. Во время либеральных церковных реформ патриарха Никона, несогласные с ними, были разосланы по монастырям и дальним приходам. Но именно с подачи царя Алексея Михайловича государственные люди чинили всякие пытки над ними, венцом которых стало сожжение почти сотни наиболее образованных староверов. В том числе гениального русского писателя протопопа Аввакума. Теперь же можно сказать, хотя душа российского государства и чёрная, но есть на ней некая эфиопская красота. В 1908 году Николай-II дал староверам свободу, прекратил репрессии в отношении их, но ещё более ста лет потребовалось, чтоб государство перед ними покаялось.

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.МетрикаЯндекс.Метрика