Чувство эмпатии между двумя людьми или человеком и коллективом (в котором могут быть и исключения) возникает взаимно и причины его не имеют исчерпывающего рационального объяснения. Так же возникает и чувство неприязни.
Подобным же образом определяются симпатии и антипатии между зрителями, слушателями, читателями и авторами, их произведениями, исполнителями. Я не могу объяснить, почему мне у Стравинского нравится почти всё, а у Шостаковича только Ленинградская симфония; почему пейзажи Левитана я воспринимаю как мёртвые, а пейзажи Сезанна как живые…
«Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,
И нам сочувствие даётся
Так, как даётся благодать», – писал Фёдор Тютчев, имея в виду творцов. Но, очевидно, и зрителю, слушателю, читателю сочувствие даётся в качестве благодати, и я сейчас порой завидую юношам и девушкам, которые испытывают весёлое счастье, слушая попсовую музыку или читая массовую беллетристику, ибо мне в этих сферах, как бывало в юности, благодать уже не даётся. Прав Экклесиаст: «Во многом знании много печали».