О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ РЕЛИГИИ


    В чём польза человечеству от религии. Во-первых в том, что религия отрывает человека от утилитарных чисто материальных целей, продуцируемых телесными желаниями, формирует начала духовного мировоззрения. Например, образ Иисуса Христа в качестве идеала, к которому стремятся верующие, несомненно делает их лучше –  добрее, внимательнее… А если взять в придачу к этому и всю эстетику красоты, свойственную всем религиям и в разной мере всем церквям, – архитектуру, живопись, пение, музыку, танцевальные па  ритуалов, то, конечно, невозможно отрицать пользу религии. Не зря крупнейший русский философ – писатель Фёдор Достоевский пророчествовал: «Красота спасёт мир». Именно красота, а не просто истина, не просто вера, потому что красота и есть явленная истина и полная вера. А во-вторых, религия в небольших дозах  оказывает и благотворное психотерапевтическое воздействие на верующего – и красотой, что несёт в себе, и общением с мудрыми наставниками, с внимательными единоверцами. 
    А в чём вред религии? Во-первых, Маркс был прав, говоря, что «религия – опиум для народа». Как действует опиум? В небольших дозах он снимает боль и улучшает настроение  человека. Но если вовремя не прекратить его использование, вырабатывается привычка к нему и человек при отсутствии дозы опиума не может чувствовать себя в норме. А в следствии этого наступает и третья стадия – опиум порождает галлюцинации, навязчивые состояния, мании. Так же действует и религия. В небольших дозах полезна. Но когда посещение церкви становится ежедневным, когда без благословения священника человек не принимается ни за одно дело, тогда зачастую  вместо того, чтобы  решать острые возникающие проблемы, он только молится о божьей помощи.    
    Перед всеми церквями всегда стоит одна важная задача, которую в своё время сформулировал Христос: «Богу –  богово, кесарю – кесарево», или в расширенном понимании: «Богу – богово, человеку – человеческое», задача отделения «человеческого» от «богова». Но если Иисус эту проблему всегда решал истинно, то все церкви постоянно грешат против истины, возводя «человеческое» в «богово». Некоторые грубые примеры этого приводит Ницше в работе «Человеческое, слишком человеческое...» Но эти примеры можно и сейчас приводить сотнями. Поэтому и верующие с подачи церкви часто ждут от Бога решения тех проблем, которые просто человеческие, до решения которых Бог не снизойдёт, так как дал человеку свободу воли. К примеру, как не молит РПЦ Бога о благополучии и умножении русского народа, народ уже почти тридцать лет вымирает, и далее будет вымирать, пока политики «партии власти», так благоволящие к церкви, которая благоволит к ним, не изменят губительные для народа финансовую, социально-экономическую  и социально-культурную политики.
    И, наконец, у верующих подобно потребителям опиума на последнем этапе наступает третья стадия верования – галлюцинаторная, – человек воспринимает в качестве реальности  фантастические предания, вместо того, чтобы понимать их как аллегории, верит во всяческие суеверия, начинает объективировать свои чувства и ощущения в будто бы реальные образы бесов, ангелов и так далее. И порой эти галлюцинации приводят к страшным последствиям, как индивидуальным, так и коллективным. 
    А во-вторых, религия приносит ощутимый вред обществу и каждому его члену тем, что не не даёт идеала земного мира, ибо, как вещал Христос, «царство моё не от мира сего», не представляет проекта будущего и дороги к нему. В христианстве будущее – это второе пришествие Христа и Страшный Суд, которых в Средние века ждали чуть ли не каждое десятилетие. А в реальности культа религиозное время идёт по кругу: Рождество Христово, Обрезание, Крещение, Сретение (…), Введение во храм Пресвятой Богородицы и опять Рождество. В сочетании с галлюцинаторным воздействием это ведёт к стагнации общества. И совсем неслучайно, что наибольший цивилизационный –  научно-технический, экономический, гражданский –  рывок совершили те европейские страны, где протестантизм взял вверх над католичеством, которое ещё в большей степени галлюцинаторно, чем православие. Суть протестантизма прекрасно охарактеризовал Фёдор Тютчев:

 

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой —
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам вера предстоит:
Еще она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, —

 

Да, в придачу к характеристике протестантизма Тютчев точно подметил , что по причине несовершенства человеческой природы ослабление опиумного воздействия религии ведёт к другой опаснейшей крайности –  атеизму. А отрицание Бога, сведение истины бытия к научной истине лишает человека и человечество интуиции познания – основного инструмента, позволяющего ему не просто выживать в этом мире, но жить, осваивая всё новые и новые материальные и духовные пространства. Но лучший способ борьбы с атеизмом — философское просвещение, как, впрочем, и с галлюцинаторным воздействием религии. 

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.МетрикаЯндекс.Метрика